Сенситивные периоды - зачем о них обязательно знать каждому родителю?


Сенситивными периодами называют  периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.


Если говорить более простым языком, то это этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.


Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.


Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.


Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:


• взрослый может (а точнее, обязан!) знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;

• взрослый может наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода;

• взрослый может предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.


И еще несколько общих характеристик сенситивных периодов.

  • Они универсальны, т. е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
  • Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Отсюда следует необходимость диагностик развития детей, т. е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

  • более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
  • этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума), который наблюдать наиболее просто;
  • более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

  • Сенситивные периоды бессознательны.

Что даст Вам знание об этих периодах? В первую очередь, оно даст Вам ПОНИМАНИЕ. Там где есть понимание – там нет раздражения. Вы будете понимать своего ребенка. Понимать стремление ребенка к определенным видам деятельности. Понимать, почему ребенок может долго и упорно, например, открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа. Понимать, почему ребенок, взяв с полки вещь, будет стремиться положить ее обратно, а потом снова и снова брать ее.  Понимать, почему малыш может усердно и бесконечно расстегивать и застегивать липучки на ботинках. Примеров можно привести множество.  

Задача родителя в эти периоды – обеспечив соответствующие условия окружающей среды, сотрудничать с ребенком, не одергивать его, помочь ребенку «строить самого себя».


В следующих статьях мы более подробно опишем ключевые особенности сенситивных периодов.

Характеристику сенситивных периодов можно найти здесь и здесь.


Коробкова К.В.

По материалам статей Д. Сорокова.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому.