Сензитивные периоды. Пол Эпштейн

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому.


Она предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов – физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики.


Психический - принимает форму сензитивных периодов.  


Для чего родителям необходимо знать о сензитивных периодах - здесь, их характеристика здесь.


Сензитивные периоды приходится на возраст от рождения до шести лет.


Пол Эпштейн описал сензитивные периоды так:


Период Возраст Характеристика
1. Порядка от 2 до 4 лет

Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям.

Страстная приверженность установленному распорядку.

Глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами.

2. Движения

от 0 до 1,5 лет

Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.
3. Маленьких предметов от 1,5 до 4 лет Интерес к мелким предметам и деталям.
4. Вежливости и этикета от 2,5 до 6 лет Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности
5. Утончения чувств от 2,5 до 6 лет Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.
6. Письма от 3,5 до 4,5 лет Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.
7. Чтения от 3 до 5,5 лет Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.
8. Языка от 0 до 6 лет Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.
9. Пространственных отношений от 4 до 6 лет Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.
10. Музыки от 2 до 6 лет Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии.
11. Математики от 4 до 6 лет Формирование представления о количествах и операциях с ними благодаря использованию простого и конкретного материала


Каждый сензитивный период это:

  • Период особой чувствительности и психических отношений.
  • Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды.
  • Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные.
  • Страсть и приверженность.
  • Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности.
  • Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес.
  • Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.


Эпштейн П. Сензитивные периоды по Марии Монтессори.