Сорока-белобока – знахарка, ведунья или знаток акупунктуры?

"Сорока-белобока" или "сорока-ворона" - она "кашку варила", потом "на порог скакала, гостей поджидала", "созывала". Стрекотанье сороки, действительно, согласно народному поверью, - к появлению гостей. Впрочем, гости в потешке - дети, именно детишек сорока угощает, наделяя их, одного за другим, своей кашей. Всем досталось, кроме младшего, который оказался ленивым и нерадивым.

 

И дальше - либо: "Шу-у, полетели, на головушку сели!".

Либо концовка иная:


           Иди, малый, по водицу

           На холодную криницу.

           Тут пень, тут колода,

           Тут мох, тут болото,

           Тут холодная водица.


Или же: Тут ключики кипят-кипят! При такой концовке пальцы взрослого пробираются по руке ребенка от ладони и выше, чтобы с финальными словами пощекотать подмышкой.


Итак, сорока связана с детьми. Просто потому, что песенка-потешка про нее - это забава для самых маленьких. Но еще и потому, что в тексте потешки речь тоже идет о гостях-детях. Интересно, что стрекотанье сороки могло предвещать не только приход гостей, но и скорое рождение ребенка – "новорожденного гостя".  Новорожденного нередко называли "гостем".

Новорожденный - тоже гость, ведь он является в наш мир из "иного мира", он еще не укоренен в нашем бытии, он даже не вполне еще человек. Младенец и роженица находятся в пограничной, переходной ситуации. Избавить их от опасного влияния инобытия, уберечь от колдовского воздействия, очеловечить новорожденного гостя - всё это были сложные, но необходимые ритуально-магические задачи, которые в народной традиции выполнялись повивальной бабкой.


Сорока в народном представлении постоянно сопоставлялась с женщиной. Сорока - это бабка-ведунья, ведьма, вещица (от глагола ведать - обладать сакральным знанием).

Сорока, подобно реальной деревенской бабке-повитухе, имела отношение к деторождению. Своим стрекотанием она предсказывала рождение ребенка. В народе верили, что сорока может приносить младенцев в семьи. Сороковой называли очистительную молитву женщины через шесть недель после родов - примечательно существенное для народного восприятия созвучие со словом сорока.


Итак, получается, что в некоторых случаях сорока в народном мировосприятии ассоциировалась с повивальной бабкой. Само по себе это не должно нас удивлять: в конце концов, в сказках роль повитухи приписывает себе и лукавая лисица. Если так, то связь сороки с малыми детьми в потешке совсем не случайна. Тексты потешек, в чем не раз уже приходилось убеждаться, вообще поразительно интересны и архаичны. Они явно запечатлели следы древних обрядов.


Есть и еще одна точка зрения на пестование детей потешками. Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.


Оказывается, все старославянские игры для самых маленьких, типа той же "ороки-вороны", "трех колодцев", "ладушек"— и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.


Согласно Е. Бакулиной, если вы «пичкаете» ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.


Вернемся к нашей сороке и посмотрим какие аккупунктурные чудеса она творит.


На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти "бабушкины сказки" — не что иное, как массаж в игре.


Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.


На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик.


Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы "подгоняете" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги).


Закончить "варить кашу" надо на слове "кормила", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).


Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу "сороки-вороны" на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием "этому дала, этому дала…"


Каждого "детку", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.


Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца.


Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы.


Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени.


Массаж подушечки указательного пальца стимулирует работу желудка.


Большой палец (которому "не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый "легочный меридиан". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует "побить", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.


Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.


Одни из многочисленных вариантов потешки Сорока-белобока:


1. Сорока-белобока

Где была? — Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор —

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперёд!

— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!

— Ну, на тебе — кашки-малашки!

— Ням-ням-ням…

Поели-поели, (вытираем губы)

Полетели (машем руками),

На головку сели!

Или такой вариант концовки:

Ты воды не носил,

Ты печку не топил!

Вот он ходит-ходит,

Воду носит, печку топит.

Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).

Здесь — тёплая вода (гладят локть)

А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)


2. Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).

Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),

Кашки не едали.

Всю кашку деткам отдала:

Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),

Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),

Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)

Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)

Пальчику-мальчику

Не досталось.

Пальчик-мальчик

Толчёт, мелет.

По воду ходит,

Квашню творит:

Вода на болоте,

Мука не молота.

Квашенка на липе,

Мутовка на сосне.

Взял коробичку,

Пошел по водичку.

Тут ступил — тёпленько,

Тут — горяченько,

Тут пень, тут колода,

Тут студёная вода,

А тут ключики кипят-кипят!


3. — Ворона, ворона,

Куда летала?

— Гостей скликала,

Каши им давала.

Кашка масляная,

Ложка крашеная,

Ложка гнется,

Нос трясется,

Душа радуется.


4. Сорока-ворона

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (загибаем большой пальчик),

Этому дала (загибаем указательный пальчик),

Этому дала (загибаем средний пальчик),

Этому дала (загибаем безымянный пальчик),

А этому не дала (берём мизинчик),

Чубчика надрала.

Он мал, круп не драл,

Воды не носил,

Дров не рубил,

Ему кашки нет.

Пускай идёт по водичку!

Тут пень (кладём руку на ладошку)

Тут колода (кладём руку на запястье)

Тут криничка (кладём руку на внутренний сгиб локтя)

А тут — холодная водичка (щекочем подмышки).


5. Чики-чики,

Сорока

Кашу варила,

Гостей манила,

Ребят кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А маленькой Якишке (мизинчик)

Досталась малинка.

Полетели, полетели, полетели,

Шу! На голову сели.


По материалам В.А. Коршункова, канд.ист.наук, и Е. Бакулиой.

Иллюстрация к статье из книги "Сорока-белобока: русская народная песенка в обработке Н. Иваницкого".